В Университете КАЙНАР состоялся круглый стол, посвященный к 20-летию независимости республики Казахстан

В Университете КАЙНАР состоялся круглый стол, посвященный к 20-летию независимости республики Казахстан

тема «Казахстан и мировое сообщество: проблемы, перспективы интеграции  и глобализации»

ПРИСУТСТВОВАЛИ: Зав. кафедрой, д.ф.н. Нысанбаев А.Н., профессор, к.ф.н., доцент  Курманбаева Л.Т.,  профессорско-преподавательский состав университета и магистранты.

Выступили: академик НЫСАНБАЕВ А, Н. на тему: Внешняя политика Республики Казахстан в  условиях глобализации.

С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. Глава нашего государства  Н. Назарбаев пишет, что  в  первые годы независимости существовала эйфория, что суверенитет распахнёт двери перед нами в мировое сообщество. Всё оказалось не просто.  В непростых условиях руководству Казахстана пришлось формировать внешнюю политику, утверждать международный статус страны. Придерживаясь принципа многовекторности, Казахстан установил дипломатические отношения практически со всеми странами мира, вошел во все авторитетные международные организации. В стране аккредитовано 68 посольств и представительств международных организаций. Дипломатические миссии Казахстана открыты в 38 странах. Во внешнеполитическом активе Казахстана имеются такие акции и инициативы, как отказ от ядерного оружия и обретение безъядерного статуса с получением гарантий безопасности от ведущих держав. Широкий резонанс обрели такие проекты, как создание Евразийского союза, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а внутри СНГ — «Десять простых шагов навстречу простым людям». Одно из главных достижений — это то, что страна живет в обстановке политической стабильности, гражданского и межнационального согласия. Как соотнести потенциал Казахстана и его внешнеполитические акции? В чем суть отечественной дипломатии и каковы ее основные направления? Каково соотношение регионализма и глобализма во внешней политике Казахстана? Как Казахстан должен подходить к решению проблем международной безопасности, каковы новые вызовы безопасности Казахстана, исходящие из-за рубежа? Как обеспечить дипломатическими средствами безопасность Казахстана? Все это — сложные вопросы, требующие детального научного анализа и обсуждения.

На пути интеграции в мировое сообщество Казахстан столкнулся с множеством проблем, решение которых требует новых путей реализации внешней политики. В связи с этим, важной областью научных исследований становится изучение внешнеполитического курса конкретных государств и межгосударственных отношений в целом, фундаментальный обзор и анализ деятельности Казахстана на международной арене в свете новой глобальной обстановки. Данный круглый стол помогает с научной позиции понять, как воздействуют международные связи в эпоху глобализации на обеспечение безопасности и политической стабильности Казахстана.

Наконец, актуальность темы обсуждения нашего круглого стола  обусловлена и тем обстоятельством, что сегодня мы наблюдаем становление, по сути, нового миропорядка. Старая система международной безопасности, сложившаяся после Второй мировой войны, все чаще дает сбои, происходит формирование новых центров силы и новых геополитических альянсов. Ретроспективный взгляд на формирование внешнеполитического курса Казахстана, проблемы, с которыми он сталкивался при его реализации, позволяют более адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности, эффективнее вести поиск своего места в меняющемся мире.

Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строится не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно в согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка с устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи велика роль казахстанцев.

В целом, резюмируя, можно говорить о том, что в первом десятилетии нового века геополитическая ситуация в мире существенно изменилась и таит в себе большой комплекс проблем, которые могут обернуться угрозами и рисками для безопасности и стабильности Казахстана. В связи с этим для Казахстана первостепенной задачей является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития. Внешняя политика должна быть построена на понимании необходимости компромисса даже в самых острых вопросах. Казахстану предстоит и в дальнейшем, руководствуясь поручениями Президента РК, изложенными в Посланиях, прилагать усилия по укреплению обстановки безопасности, по диверсификации каналов сотрудничества с крупными региональными игроками (с США, РФ, КНР), по расширению своего влияния на региональные процессы. В этой связи весьма важными для казахстанского внешнеполитического ведомства становятся задачи поиска оптимального баланса интересов, гармонизации основных направлений внешнеполитической, внешнеэкономической, военной политики в регионе Центральной Азии, оценки реальных возможностей всех вовлеченных в сотрудничество участников с казахстанской стороны для активизации роли Казахстана в международных процессах. Добиться этого можно в рамках многовекторной дипломатии, развития интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровне, коллективной нейтрализации вызовов и угроз национальной и региональной безопасности. Решение и успешная реализация внешнеполитических приоритетов станут залогом дальнейшей стабильности и безопасности Казахстана.

Перспективная внешняя политика современных государств уже не может блуждать в истории повседневности. И главным ориентиром сегодня становится идея многовекторного, интеграционного и сбалансированного сотрудничества – идея разума сердца и сердца разума народа Казахстана, которую первым сформулировал Президент нашей страны.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии XXI века. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны, в первую очередь, старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

 Доцент Курманбаева Л. Т.: Двадцатилетие независимости Республики Казахстан  — исторические вехи.

В начале 1990-х гг. происходят сложные геополитические процессы, складывающиеся на внешнеполитических возможностях:

а) в начале 90-х годов южные границы СССР были поясов военных конфликтов: война в Афганистане, гражданский конфликт в Таджикистане, столкновения узбеков и киргизов в городе от (Киргизия), столкновения между народами из-за военных и земельных ресурсов на киргизско-таджикской границе с гибелью невинных людей, необъявленная война между Азербайджаном и Арменией, война в Грузии, напряжённость на Кавказе, пограничные проблемы с Китаем (в районе г. Семипалатинска китайские войска вторглись на территорию Казахстана);

б) второй круг проблем связан с ядерным оружием.  В Казахстане остался бывший Семипалатинский полигон, есть ещё арендованные Россией военные полигоны, опасность исходит от др. ядерных держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль, КНДР, ЮАР).

После крушения СССР контроль над распространением ядерного оружия мог быть нарушен. Необходимо было комплексное решение данных проблем. Традиций внешнеполитической деятельности не было, не было дипломатических представительств республики за рубежом, традиций внешней политики, кадров, международных договоров с другими странами. Поэтому на первых этапах надо было сформировать собственную внешнею политику, создавать правовую базу с зарубежными партнёрами, для привлечения инвестиций надо было установить двусторонние межгосударственные отношения. Большую роль в установлении дипломатических отношений, привлечений инвестиций, дружественных связей с государствами Мира сыграли и играют визиты Президента РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские страны (Германия, Франция), Саудовскую Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию, США. 15-18 июня1998 г. – визит президента в Турецкую Республику.

В книге «Встреча цивилизаций» Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение двублоковой системы, противоречия между различными странами остаются, молодые государства вовлечены в игру интересов крупнейших мировых государств (Россией, США). Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строиться не на том, что разъединяет, а что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно на согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка. С устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи Назарбаев видит важную роль его родного казахского народа.

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе.

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. Ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики. Для молодой, независимой Республики Казахстан, ставшей полноправным субъектом и автором международных отношений, чрезвычайно важно ведение внешней политики, которая бы вовремя улавливала вызовы окружающей международной системы и достойно отвечала им, ставя во главу угла национальные интересы страны. Необходимо выработать новые подходы во внешней политике, найти эффективные принципы и модели внешнеполитического поведения в стремительно меняющихся международных, геополитических и геоэкономических условиях.

С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами. Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.

Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.

Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.

Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну. Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике. Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами. Вместе с тем, Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей.

 Профессор Сапарбаев А. Ж. :Экономическое развитие Казахстана: инвестиционный аспект.

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. На практике это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.

Геополитическое расположение Республики Казахстан на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические цели и интересы определили место Казахстана в системе международных отношений. В этом плане, казахстанский путь в Европу – это не отход от азиатских ценностей, а, напротив, попытка совместить два направления внешнеполитической стратегии. Казахстан добился заметных успехов в продвижении идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также активно содействует укреплению потенциала Шанхайской Организации Сотрудничества. В то же время Казахстан взял на себя ответственность за председательствование в ОБСЕ. Следовательно, партнерство и сотрудничество с ЕС – это важное направление политики страны, которая позиционирует себя как крупное евразийское государство, играющее большую роль в обеспечении глобальной и региональной безопасности. Экономический и военно-политический факторы в стратегии Казахстана в отношении ЕС дополняют друг друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Казахстан продолжает укреплять позиции наиболее последовательного сторонника развития интеграционных процессов между постсоветскими странами региона. Вне всякого сомнения, предложенная главой государства новая инициатива о создании Союза центрально-азиатских государств внесла определенный импульс оживленности в тихую внешнюю обстановку региона, и призвана сыграть ключевую роль как по своему экономическому, так и политическому потенциалу. В обозримом будущем фокусом общественной жизни станет интеграционная политика. Именно такая политика способна посеять семя взаимопонимания, взаимопомощи, согласия и доверия между народами.

Важным событием для Казахстана, подтверждающим тот факт, что Казахстан действительно занимает достойное место в международном сообществе, является его председательство в ОБСЕ в этом году. Во многом решение о председательстве является признанием достижений Казахстана в области реформирования политической системы и развития либеральной рыночной экономики. Консенсусное решение государств-участников ОБСЕ основано на признании успешности внутренней и внешней политики страны, нацеленных на политическую стабильность в стране и в регионе. Избрание республики председателем ОБСЕ свидетельствует о растущем авторитете Казахстана на международной арене. То, что Казахстан является первым постсоветским государством и первой азиатской страной в европейской международной системе безопасности, также налагает на республику сложную миссию. В этом отношении роль Казахстана как председателя этой организации может стать знаковой, так как его опыт демонстрирует взвешенную, направленную на сохранение мира, много векторную политику. Казахстан являет собой образец гармоничного современного многонационального и поли конфессионального общества. Именно проблемы взаимодействия религий, межэтнических отношений – это и есть тот весомый козырь стабильности и безопасности Казахстана, который наша страна может предложить в качестве обмена опытом европейским государствам. В целом, статус председателя ОБСЕ будет способствовать укреплению имиджа страны, упрочению позиций Казахстана в качестве субъекта международных отношений.

Профессор Перленбетов М. У.: Интеграционные инициативы  Республики Казахстан в период независимости.

По историческим меркам двадцать лет представляют собой мгновение, но для Казахстана — это целая эпоха, связанная с фундаментальными изменениями в его политической и экономической системах, становлением в качестве полноправного и активного субъекта международных отношений. Формирование внешней политики Казахстана неразрывно связано с процессом укрепления его государственности, развитием социально-экономических реформ, созданием демократической правовой основы казахстанского общества. Сложность строительства государства в годы независимости обусловливается не только социально-экономическими трудностями, но и сложным процессом изменений в мире, заполнением «геополитического вакуума», возникшего после распада Советского Союза. Задача определения Казахстаном своего места и роли в мире проецируется на общественный менталитет, отражаясь в сознании казахстанцев переоценкой прежних ценностей и поиском себя в новых условиях свободы выбора.

Международному признанию Казахстана способствовало вхождение республики в международные организации: 2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, международные агентства инвестиций, Всемирной организацией здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан, со многими государствами установлены дипломатические связи на уровне посольств. РК присоединилась к деятельности совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, вступила в организации Исламской конференции, в текущем году она является председателем этой солидной  международной организации. Дипломатические отношения установились на 1 января 1998 г. со 112 странами мира. Внешнеполитический курс республики состоит в следующем: Занять достойное место в мировом сообществе;
Поддерживать взаимовыгодные дружеские отношения на принципах взаимного доверия со всеми сопредельными и др. государствами мира (ближнего и дальнего зарубежья); Подписание соглашений о партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки; развитие партнёрских отношений соглашений с главным центром рыночной экономики – СЩА, Японии, Великобритании, Франции, Германии; заключены двусторонние договоры со всеми государствами СНГ; ликвидация всего ядерного оружия на территории Казахстана и республика объявила свою территорию безъядерной зоной;
Казахстан: стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), В2010 г. председателем этой организации, заявил о соблюдении прав человека и национальных меньшинств, является активным участником в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного союза СНГ. Достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят, и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик. В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Стратегия по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских реформ, имеет большое значение. Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит в продвижении Казахстана в число наиболее динамично развивающихся государств мира. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства. Провозглашаемые ориентиры подчеркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества государств, а также свидетельствуют о стремлении влиться в сообщество влиятельных демократических государств, развивающихся и взаимодействующих на основе рыночных принципов. Ключевое слово здесь – конкурентоспособность, что подразумевает отказ от догоняющего развития и сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.

Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутыми в самую гущу международных событий. Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности. На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам центрально-азиатского региона, добившись координации действий и взаимно дополняемой национальных программ развития с остальными странами региона. Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центрально-азиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров. Создание совместных кластеров в ключевых отраслях народного хозяйства на основе учета взаимных интересов будет способствовать укреплению деловых связей, сближению и взаимопониманию между Казахстаном и центрально-азиатскими странами. Опираясь на прогресс, достигнутый в различных сферах жизнедеятельности, Казахстан мог бы стать движущей силой регионального развития и содействовать модернизации всей Центральной Азии, являющейся зоной повышенного внимания Казахстана и одним из основных направлений внешнеполитической стратегии.

В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности. Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом. Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых.В настоящее время государства  Центральной Азии  вызывают пристальное внимание мирового сообщества в силу своего геополитического (соседство  с Китаем, Пакистаном, Индией, Ираном, Афганистаном) и экономического значения, природных и человеческих ресурсов, возможностей транзита для трансконтинентальной торговли и транспорта. Страны региона резко различаются своими размерами, численностью населения, экономическим потенциалом, запасом природных ресурсов и положением в социальной, экологической и управленческой сферах. Повышенный интерес   к региону в целом является вполне объяснимым   и закономерным. Страны Центральной Азии сильно экономически взаимозависимы. Однако с распадом единого государства, нарастающие  центробежные силы, различные политические приоритеты и неразвитость сотрудничества значительно ослабили традиционные экономические связи.

При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС создан Совет по социальной политике. Рабочими группами, созданными в рамках Совета, куда вошли ведущие специалисты заинтересованных министерств и ведомств, ведется разработка проекта Межгосударственной целевой программы «Согласованная социальная политика государств-членов ЕврАзЭС». Формирование общего рынка труда Сообщества, выработка единых принципов миграционной политики являются приоритетными направлениями сотрудничества государств и включены в указанную программу как самостоятельные подпрограммы. К этой серьезной, очень важной работе будут привлечены ведущие ученые и парламентарии государств ЕврАзЭС, что позволит надеяться на дальнейшее продвижение в деле укрепления международной стабильности и безопасности Сообщества.

Из пяти стран региона, только Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан активно взаимодействуют между собой на многосторонней основе в рамках ЕврАзЭС, где вопросы регулирования трудовой миграции и обеспечения свободного передвижения граждан государств-участников поставлены в качестве одной из приоритетных задач. Решением многих проблем, стоящими перед новыми независимыми государствами, может стать ведение согласованной социальной политики между соседними странами. Необходимость дальнейшего углубления уровня регионального сотрудничества с соответствующими службами государств СНГ в области сближения основ миграционной политики не вызывает сомнений.

В формате ЕврАзЭС эта работа уже начата, подготовлены план работ, где все усилия будут направлены на подготовку документов и сближение государственных социальных стандартов. Самое главное в этой проблеме – это судьба конкретного человека, вынужденного искать себе хлеб на чужбине, изменение отношения к мигранту от зачастую негативного, на доброжелательное. И, для того, чтобы граждане реально ощущали поддержку со стороны своих государств, поскольку сотни тысяч людей, прибыв в ту или иную страну, оказываются лишенными каких-либо прав и нуждаются в социальной защите, государства должны идти на определенные соглашения. В рамках СЦАГ могут быть созданы региональные, коллективные условия  для широкой интеграции центрально-азиатского региона с мировыми державами на паритетных началах.

Таким образом, одной из универсальных проблем  и неотъемлемой частью переходных экономик стран Центральной Азии  является трудовая миграция. Несмотря на то, что основной поток внешней трудовой миграции  из стран Центральной Азии, в основном из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана направлен в Россию, имеет место  и значительная трудовая миграция в Казахстан. В связи с  этим, развитие регионального сотрудничества может содействовать регулированию миграционных процессов и развитию  в них взаимовыгодных тенденций.

Внешняя политика Казахстана выдержала проверку временем, и на современном этапе призвана нести в себе общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит народу Казахстана достойное место в мировом сообществе. Именно историческое время доказало проницательность интеграционных идей. Ведь, как изрек еще Фалес, «мудрее всего время, ибо оно объединяет все». Наш сегодняшний    круглый стол как раз таки посвящен  обсуждению     основных приоритетов    внешней политики Республики  Казахстан.

ВЫСТУПИЛИ: Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор, академик НАН РК Нысанбаев А.Н.:

Уважаемые  магистранты и преподаватели!  Думаю, что круглый стол, посвященный 20-летию независимости республики Казахстан «Казахстан и мировое сообщество: проблемы, перспективы интеграции  и глобализации»   достиг своей цели.  Преподаватели, студенчество  факультета   приняли по  настоящему  активное и живое  участие в  работе круглого стола, это,  безусловно,   нас радует.   Также хочется отметить то, что  это  наш первый круглый стол в этом учебном году,  дальше  у нас еще будет целый  ряд  круглых столов, посвященных  наиболее актуальным вопросам   развития нашего общества.   

Подводя итоги круглого стола, посвященного  двадцатилетию  независимости республики Казахстан «Казахстан и мировое сообщество: проблемы, перспективы интеграции  и глобализации»  мы должны отметить то, что внешняя политика Республики Казахстан  строится на согласии и добрососедстве.  Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка и национальными традициями Республики Казахстан.  Прошло всего 20 лет  с момента обретения Республикой Казахстан  независимости, срок для исторической науки небольшой, которая привыкла апеллировать десятилетиями и столетиями. За последние двадцать лет в развитии Республики Казахстан, также как и в других республиках СНГ,  произошли кардинальные изменения, хотя в историческом плане это и небольшой срок, как мы отмечали выше, но  по своей значимости и насыщенности эти годы равнозначны вековым эволюционным изменениям.

В последние годы в  Республике Казахстан  происходят важные политические перемены, благодаря успешным социально-экономическим реформам, Казахстан значительно укрепил  свои геополитические позиции и повысил  свой имидж политически стабильного государства.

История внешней политики РК – один из важных разделов дисциплины «История Казахстана», который рассматривает место и роль  Казахстана в системе международных отношений.

Сегодняшний круглый стол  рассчитан на обсуждение  истории внешнеполитической деятельности РК, ставшего полноправным субъектом международных отношений после обретения Казахстаном независимости.

Международные отношения – это система экономических, политических, военных и иных связей. Внешняя политика РК ставит своей задачей интеграцию в эту систему на правах полноправного суверенного, независимого, демократического государства.

Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Председательство  Казахстана в ОБСЕ в 2010 году  и ОИК в 2011 году  является великой победой Казахстана, основанной на успешном развитии нашей страны.  Решение о председательстве является признанием реальных достижений Казахстана в сфере построения демократического общества и либеральной рыночной экономики. Консенсус государств-участников ОБСЕ и ОИК основан на признании верности внутренней политики Президента Н.Назарбаева, обеспечившей межэтническое и межконфессиональное согласие, политическую стабильность в казахстанском обществе. 

Обсуждение закрыто.