НИРС является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в вузах как неразрывная составляющая единого процесса: учебно-воспитательного и научно-инновационного.

Целью системы НИРС в вузе является создание и развитие условий и обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей, обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве.

Основными задачами функционирования системы НИРС являются:

— привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству и создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок;

— содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской и инновационной деятельности;

— предоставление студентам возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки и техники, опубликовать значимые результаты исследований;

Формами НИРС являются:

-работа в научных кружках;

-участие в работе конференций, семинаров и круглых столов;

-подготовка публикаций в научные журналы и сборники докладов, материалов и тезисов конференций;

-участие в конкурсах (институтских, региональных, международных);

научные стажировки.

Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных, конструкторских и проектных подразделениях высших учебных заведений, в студенческих научно-технических объединениях (конструкторские и иные бюро, центры, НИИ и т.п.).

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты, преподаватели вуза.

Общее руководство и ответственность за постановку и организацию системы НИРС в вузе возлагается на руководителя вуза и проректора по научной работе.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза.

Студенты активно вовлекаются в студенческие научные общества, которые созданы в университете, на факультетах, где организуются студенческие научные диспуты и конференции:

  • в1998 г., совместно с представительством Европейской комиссии в Казахстане, были проведены дебаты со студентами IV курса «ЕВРО: история и основные этапы его введения»;
  • в мае1999 г. совместно с главой представительства МККК П.Дорбом, со студентами был проведен круглый стол на тему «Косовский конфликт: позиции сторон».
  • В декабре1999 г. состоялся общестуденческий форум «Millenium» – «Итоги второго тысячелетия», на котором выступили 111 студентов и 25 преподавателей в 7 секциях из 10 вузов РК и зарубежных стран. Издаются сборники студенческих научных работ.
  • В2003 г. по итогам студенческой конференции были изданы материалы – «Университет и современность». В последующем, часть студенчества продолжает учебу в магистратуре, либо поступает в аспирантуру.

В целом по университету вовлеченность обучающихся в систему НИРС составляет от 50 до 80 %. Ежегодно проводятся внутрифакультетские студенческие научные конференции.